У Stellantis в 2022 году были смешанные результаты. С одной стороны, ему удалось увеличить свою операционную маржу на 1,2 процентных пункта в период с 2021 по 2022 год, став одним из самых прибыльных автопроизводителей в мире. С другой стороны, компания продает меньше автомобилей. Это относится не только к 2021 году, когда произошло слияние, но и по сравнению с предыдущими годами для брендов под эгидой Stellantis.
Я провел собственное исследование совокупных продаж бывших FCA (включая бывшие Fiat Group и Chrysler Group), бывших брендов PSA и Opel/Vauxhall, которые достигли самого низкого уровня по крайней мере с 1996 года. Результаты весьма интересны.
Все группы, которые в настоящее время формируют Stellantis, столкнулись с падением своих глобальных объемов. Эта тенденция подтверждает влияние многих слияний: повышение конкурентоспособности за счет сокращения затрат и, во многих случаях, продажи меньшего количества автомобилей из-за потенциальной воронки.
Продажа креветок
В прошлом году Stellantis продала 5,84 миллиона автомобилей по всему миру. Это был четвертый по величине автопроизводитель после Toyota, Volkswagen и Hyundai Group с Kia. В дополнение к сильным позициям в Европе и Северной Америке, компания укрепила свои позиции в качестве ведущего производителя в Латинской Америке. Тем не менее, он продолжает играть второстепенную роль в Азии, самом важном автомобильном рынке мира.
Объем 2022 года расходится с тем, что эти группы продавали по отдельности несколько лет назад, до Stellantis. На самом деле, это составляет лишь 58 процентов пиковых продаж, зарегистрированных в 2007 году, когда группы вместе продали 10,04 миллиона единиц. Другими словами, продажи упали на колоссальные 42 процента за 15 лет. И наоборот, объем продаж Volkswagen Group увеличился с 6,2 млн единиц в 2007 году до 8,3 млн единиц в прошлом году.
Меньше затрат, больше прибыли
Основной целью слияния является повышение прибыльности при одновременной экономии денег за счет снижения затрат. Вместо того, чтобы тратить миллиарды на разработку одной модели, вы можете потратить половину этой суммы на разработку двух или более моделей. Совместное использование платформ и, в конечном счете, разработка программного обеспечения — это лишь два из многих преимуществ совместной работы вместо конкуренции.
Но среди вторичных эффектов слияния есть последствия для производства и продаж. Поскольку конкуренции меньше, изменение позиционирования брендов внутри новой группы может привести к отказу от некоторых моделей, чтобы избежать избыточности или каннибализации.
К этому добавляются изменившиеся условия мировых рынков. Китай сейчас играет важную роль. Tesla покорила индустрию своими электромобилями. Цепочка поставок сейчас важнее, чем когда-либо, и во многих случаях программное обеспечение имеет большее значение, чем производительность автомобиля. Другими словами, отрасль сильно изменилась за последние 20 лет.
Объем уже не так важен, как раньше. Новичкам (китайские производители, Tesla, Lucid, Rivian, BYD) нужно расти. Но устоявшиеся бренды, такие как Stellantis, должны трансформироваться.
Окупается ли слияние?
Я так думаю. Цель любого бизнеса в капиталистическом мире — получение прибыли, и результаты 2022 года подтверждают, что в Stellantis это происходит — продавать меньше автомобилей, зарабатывая больше. Однако сокращение объемов поставок делает их более уязвимыми перед растущей конкуренцией со стороны китайских брендов. Компания очень быстро растет, и ее планы глобального расширения могут включать в себя приобретение уязвимых западных автопроизводителей. Время покажет.
Автор статьи, Фелипе Муньос, специалист автомобильной промышленности в ДЖАТО Динамика.